Туристические горелки. Советы по выбору

Posted on

Компактные туристические горелки для туристов

Напрасно думают многие начинающие туристы, что газовые горелки, экспедиционные печки, туристические горелки, примусы и другие системы для приготовления пищи и обогрева подходят только опытным. Множество случаев подтверждают обратное. Дождливая погода и сильный ветер, местность без сушняка, охраняемые зоны парков и заповедников, наконец, личная ответственность туриста не портить природу вырубкой свежих веток лишь часть самых распространенных ситуаций когда пригодится портативная газовая, жидкотопливная, мультитопливная горелка или примус. Да, существует потребность и в более экстримальных условиях, например, удаленный обогрев при морозе или сушка промокшей одежды инфракрасными газовыми горелками, но к этому мы вернемся позже.

Итак, подведем первые итоги.
Горелка нужна если:

  • В различных условиях необходимо приготовить пищу.
  • Местность не позволяют развести костёр (горы, пустыня, степь, снег), либо запрещено разведение костров.
  • Не позволяет погода. Собирать много древесины под ливнем и тут же пытаться сохнуть задача не из легких.
  • Не позволяет маршрут. Туристическая горелка легко будет экономить ваши силы, тем более если ограничено время стоянок.
  • Множество мелких удобств типа отсутствия бесконечной сажи.
  • Если Вы рыболов или дачник, а попить душистый чай на веранде или в саду любимое ваше занятие.

По каким критериям можно разделить сами туристические горелки?

  1. Энергоэффективность: экономичные для себя, эффективные для несколько человек. Диапазон мощности колеблется от 1,5 кВт до 2,5 кВт.
  2. Всепогодные и ветрозащищенные варианты и простые для погоды в теплый сезон.
  3. Для пеших туристов важен вес и компактность, соответственно это тоже критерии выбора.

Тип топлива так же важен при разных условиях эксплуатации:

  1. сжиженый газ;
  2. жидкое топливо (жидкотопливные горелки и примусы), например, бенин, керосин, дизель итд;
  3. универсальные мультитопливные со съемными конфигурациями.

Выбрав основной вид отдыха можно с легкостью подобрать свойства и качества горелки.

Если Вы пеший турист и предпочитаете легкость и компактность, то Ваш выбор, конечно, газовая горелка. Она работает на мини баллонах со сжиженным газом (эдакая большая зажигалка с краником), обеспечивает работу при нормально низких температурах, не пахнет газом, не коптит и безопасна так как балоны с предохранителем и плитку можно скрутить легким движением даже с полупустого баллона. Минимальные подготовительные действия делают горелку на газу сразу готовой к работе. Тут останется выбрать только тип подставки — на своих ногах с мини шлангой или устойчивую за счет платформы баллона. От последнего и будет зависеть компактность и легкость.
Стоит помнить о том, что сам газ не разрешат проносить в самолет, например, если Вы направляетесь из Москвы на Кавказские горы.

Любителям зимнего отдыха, альпинизма или тем, кому не важна капля дополнительного веса стоит обратить внимание на жидкотопливные горелки или примусы, которые работают на бензине, керосине, дизельном топливе.
Почему? У газа по отношению к жидкому топливу есть несколько минусов.

  • Газ не очень любит морозы. Особенность агрегатного состояния — ничего не поделаешь, хуже испаряется.
  • Высота гор определит давление в баллоне и расход газа может увеличиваться. Логично, что атмосферное давление меняется и соответственно давление внутри самого баллона тоже изменится. У примусов на этот счет есть преимущество — давление мы создаем сами с помощью встроенного насоса (помпы).
  • Жидкое топливо дешевое и доступное без специализированных магазинов, хотя и более тяжелое, чем газ.

Какие можно отметить минусы у жидкотопливных агрегатов?

  • Все-таки есть немного запаха и опасность протекания на вещи.
  • Неопытному туристу иногда примус трудно разжечь — требуется определенная сноровка.

Какой вариант близок к идеальному? Горелки, работающие на нескольких видах топлива — мультитопливные горелки.
Конечно, носить с собой оба вида топлива нет смысла, но можно воспользоваться нужной конфигурацией от похода к поездке и дать себе продуманный выбор при сборах. Хочешь тебе жидкое, а хочешь сжиженное.

Это далеко не все типы оборудования, но основные мы уже перечислили.

Пользоваться портотивной газовой горелкой не сложнее чем обычной газовой плитой. Многие модели газовых горелок оснащены пьезорозжигом, что упрощает их использование до предела. Желательно понимать одну особенность, чтобы использовать горелку с максимальной эффективностью — это свойства топлива. Производители, конечно, заботятся о качестве своей продукции, но ничего полностью универсального не бывает. Вспомним о газах: метан (CH4), этан (C2H6), пропан (C3H8), бутан (C4H10), изобутан и так далее. Отличаются они разным количеством атомов углерода и водорода, а соответственно будут иметь разную температуру кипения: пропан (темп. кипения = -42°С), бутан (темп. кипения = -0,5°С), изобутан (темп. кипения = -12°С) и энергоемкость, чем больше углерода тем лучше.

Теперь о сменных баллонах.
В них разные смеси газов: классические, морозостойкие и прочие. Гореть будут все бесцветным или бледно-голубым пламенем, но желательно выбрать подходящий состав в зависимости от условий использования.
Осталось отметить продолжительность работы портативной газовой горелки — ее смело можно использовать более чем 2 часа без перерыва, а потом и отдохнуть пора, да и сменить одноразовый баллон. Стоимость такового будет составлять от 60 до 200 рублей в зависимости от объема (220-450 г). Топливная фляга будет вмещать в себя от 0,6 до 1 литра, а возможно и больше  найти.

Поведем итог по газовому топливу:

  • Чем больше пропана тем лучше горит зимой
  • Изобутан горит с большим тепловыделением, чем бутан и пропан

Ранее мы упомянули различные типы подключения горелки к баллону:

  • Газовый баллон резьбовой с клапаном
  • Цанговый («дихлофос») баллон — имеет защелку
  • Газовый резьбовой баллон без клапана (прокалываемый)
  • Топливная фляга

Перейдем от газа к жидкостям.

Жидкотопливные горелки

Жидкотопливные горелки работают на бензине, керосине, дизельном топливе, этаноле (всем знаменитый спирт C2H5OH).

Как упоминалось выше у горелок на жидком топливе есть особенности в эксплуатации. Конструктивно на топливной фляге предусмотрен насос с помощью которого необходимо создать избыточное давление в емкости для выпуска испаряющегося топлива. Процесс аналогичен накачиванию детского водного пистолета: 30-40 качков насоса подготовят среду. На мгновение приоткрытый клапан смочит горелку горючим, после чего его нужно закрыть и поджечь плитку. Через примерно 1 минуту пламя разогреет примус и он будет готов к полноценной работе. Теперь клапан можно заново открыть.

Из-за своих преимуществ и конструктивных особенностей бензиновые примусы дороже, но эта стоимость иногда более чем оправдана.

Третий промежуточный итог:

  • Примус значительно экономичней газовых горелок.
  • Имеет неизменяемую мощность при различном атмосферном давлении даже свыше 4000 метров над уровнем моря.
  • Работают эффективно при сверхнизких температурах.

Недостатки:

  • Требует понимание принципа работы и навыки эксплуатации.
  • Цена на качественную жидкотопливную горелку значительно превышает стоимость газовых горелок.
  • Необходимость чистки и смазки (обслуживания).
  • Большие габариты и масса.

Мы рекомендовали бы такие агрегаты альпенистам, экспедиционерам, джиперам.

Мультитопливные горелки

Мультитопливные горелки конструктивно сочетают в себе возможность работы со всеми видами топлива. Это означает, что топливный шланг можно подключить как на баллон с насосной помпой для жидкого топлива, так и переодеть на газовый баллон.

Преимуществом мультитопливной горелки является её универсальность: мы уже упомянули, что ситуации, как и потребности, бывают разные.
Отличие мультитопливных горелок от жидкотопливных в наличие сменных форсунок для газа, легкого и тяжелого жидкого топлива, а также конструктивные особенности самой плитки.

Теперь о свойствах жидкого топлива:

Обычно используется автомобильный бензин марки АИ92 или АИ80. Температура его горения достигает 1500…2400 °С. Скорость приготовления пищи на бензине гораздо выше, нежели на газе.

Керосин: Имеет меньшую температуру горения 1200 – 1400°С, чем у бензина, а при использовании имеет копоть.

Солярка или Дизель (ДТ): по температуре горения паров 2000°С находится где-то по середине, но имеет наибольшую степень копоти.

Другую горючку, например, спирт или ацетон использовать не рекомендуется, не очень качественные резиновые уплотнители могут быть растворены и их придется заменить.

Заключение

Мы перечислили основные особенности туристических горелок и видов их топлива. Надеемся, что те или иные сведения на Travel-Experience помогут вам правильно сделать выбор оборудования и правильно использовать его для приготовления пищи в различных условиях. Обзор подготовлен с помощью редакторов интернет магазина CyberRetail.ru. Выражаем им благодарность за предоставленные фото и дополнительные материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиробот *